Фильм ” У ОЗЕРА “

Летом 68-го большая киногруппа во главе с известным режиссером и сценаристом Сергеем Апполинариевичем  Герасимовым приехала в Байкальск. Сработавшее практически мгновенно сарафанное радио разнесло потрясающую новость: столичные кино-мэтры будут снимать здесь фильм! И не простой — о Байкале, целлюлозном комбинате и еще о чем-то очень важном. Позже оказалось: о любви. Режиссер ленты «У озера» Сергей Герасимов вложил в уста ее главных героев свою боль и тревогу за судьбу великого озера. Надо сказать, что они были небезосновательными.

Этот своеобразный разлом воплотился в двухсерийном фильме «У озера» (сценарий и постановка Сергея Герасимова, 1969 год). Картина снималась в эпицентре событий возле уже работавшего в конце 60-х целлюлозного завода. Старожилы Байкальска хорошо помнят приезд большой киношной группы из Москвы и довольно длительную работу над фильмом.

      По давно заведенной традиции руководство киногруппы отправилось поначалу к директору комбината, в партком. Директор ЦБК Николай Ильич Черепанов пообещал помочь  с транспортом для перевозки киногруппы. С жильем для приезжих было сложно: единственная гостиница в микрорайоне Южном редко пустовала,но киношным гостям места, конечно, нашлись.Основную часть группы разместили в гостинице (теперь она называется «Куршавель» — ни больше, ни меньше), а троих мужчин поселили в артистической Дома культуры. Одним из них был Василий Макарович Шукшин. Женский состав будущей картины был небольшим. Героиню играла студентка ВГИКа Наталья Белохвостикова.

«У озера» — во многом знаковая картина. По замыслу правительства СССР, огромные водно-энергетические ресурсы Сибири нужно было заставить служить людям. Традиционно советский волюнтаризм воплощался в проекты поворота северных рек, промышленного освоения мировой жемчужины — Байкала и тому подобных. Тогда, в начале 60-х, в период недолгой хрущевской оттепели, сменившей эпоху сталинизма, ученые, передовая общественность страны впервые заговорили о страшных последствиях так называемой научно-технической революции. Новое слово «экология» звучало как набат, предвещавший неминуемые беды природе огромной страны. Собственно, проект большой картины о строящемся у берегов Байкала целлюлозном комбинате в большой мере аккумулировал эти тревожные настроения. Авторы, и прежде всего сценарист и режиссер Сергей Апполинариевич Герасимов, вложили в уста ее главных героев свою боль и тревогу за судьбу великого озера. Надо сказать, что они оказалась небезосновательными. И если хотите, пророческими.

     Съемки фильма начались летом 68-го. Местные рыбаки и охотники охотно помогали приезжим в выборе наиболее живописных мест для натуры. После небольших разногласий решено было основную, летнюю часть фильма отснять в Мурино — возле небольшой местной речушки, сбегающей в Байкал, у моста неподалеку от живописного ущелья. Есть в фильме несколько кадров, снятых в Култуке, точнее, на самой живописной его части — серпантине. Попала в кадр и слюдянская школа у вокзала, из окон которой открывается вид на Байкал. А еще напротив завода были построены солидные бревенчатые декорации: дом, где жили главные герои картины, отец и дочь Бармины, их библиотека, научная лаборатория. Здесь надо напомнить, что в основе сюжетной линии фильма судьба ученого-биолога, байкаловеда Александра Александровича Бармина (вымышленный, во многом собирательный образ) и его семнадцатилетней дочери Елены, которые живут на берегу Байкала.

Эта семья, по замыслу авторов картины, представляет русскую интеллигенцию, связанную с идеями декабризма. Однажды в их жизнь входят новые люди — строители байкальского целлюлозного завода, вокруг которого возникает немало споров и высоких ведомственных дискуссий. Семья Барминых занимает самую решительную позицию за неприкосновенность Байкала.

      Директора строящегося целлюлозного завода сыграл Василий Макарович Шукшин. На время съемок фильма актер остановился в небольшой артистической ДК у сцены. Здесь он работал над своей непростой ролью, отдыхал, охотно общался с местными жителями. Василий Макарович был очень жизнерадостным, сам мог затравить анекдот и других охотно слушал, не перебивая. Выглядел просто даже как-то по-деревенски на фоне других приезжих москвичей.  Когда вышли на экран его фильмы, особенно «Калина красная», его книги, стали понятны масштабы дарования этого замечательного актера, режиссера, писателя».

     Одну из центральных сцен любовной линии картины — молчаливое признание в любви Василия Черных и Лены Барминой снимали на берегу речки Харлахта. Как всегда набралось немало любопытных, но Герасимов к посторонним на съемках относился спокойно, людей, которые не мешали, не гнал. По сценарию, Лена Бармина назначает Черных свидание у сломанного дерева. Мы видим, как нервно курит герой Шукшина, ожидая любимую, как она бежит к нему и т. д. А за кадром Василий Макарович шептал Белохвостиковой: «Наташа, посерьезней лицо сделай, посерьезней». К тому времени у него, в отличие от совсем молоденькой Натальи, был уже немалый опыт работы на съемочных площадках, которым он щедро делился с товарищами по работе.

    «Думаю, что именно здесь, на Байкале, может быть удастся остановить инерцию истребления природы, — говорит герой Шукшина, директор завода Василий Васильевич Черных. Это ведь Байкал… Вся страна встала на его защиту». И еще одна цитата из фильма, она принадлежит ученому по имени Сергей Львович (тоже, по видимому, собирательный образ), который на вопрос журналистки Вали Корольковой отвечает так: «Я отношусь к строительству комбината на Байкале отрицательно. По одной простой причине: это строительство грозит превратить его в грязное озеро… Целлюлозный комбинат будет брать оттуда чистую воду и спускать грязную. Они говорят, что будут ее очищать, но знаете ли, если ее очистить до конца, то можно эту же воду и использовать. Но нет, они все-таки будут загрязнять Байкал. И потом нескоро, много сотен лет понадобится, чтобы его очистить». Сбылось, что называется, тютелька в тютельку.

 Валентина Теличкина играла молодую журналистку, которая доставала всех вопросами: «Как вы относитесь к проблеме сохранения Байкала?» или «Как вы относитесь к строительству целлюлозного завода на Байкале?» А еще жаловалась подруге (ее играла Наталья Белохвостикова) на тяжелую долю девушки-журналистки, особенно если она к тому же «и сама ничего себе».

Отснятые куски фильма, просматривали в ДК. Когда прокручивали пленку в аппаратной, Герасимов сидел в зале, Шукшин устраивался на балконе. Микрофонов еще не было, а им то и дело надо было что-то обсудить, поспорить, и тогда Василий Макарович быстро спускался в зал к режиссеру и обсуждали что оставить, что уничтожить. Дублей много было. Василий Шукшин, Сергей Герасимов, Михаил Ножкин, Николай Еременко, Вадим Спиридонов — какие яркие, уникальные личности работали тогда рядом с нами, на наших глазах рождалось большое, настоящее кино о нашей жизни, нашем заводе. Фильм-предупреждение, фильм-размышление о судьбе великого Байкала.